Вещи батюшки Серафима
Святые приближают людей к Богу. В далеком горнем мире они молятся о нас, и вполне естественно желание людей сохранять те материальные частицы, которые были связаны с ними, почитать то, что принадлежало святым.
Сегодня многочисленные паломники Серафимо-Дивеевского монастыря имеют возможность увидеть вещи, принадлжевшие преподобному Серафиму Саровскому. После его кончины они были собраны дивеевскими сестрами
и с благоговением хранились в Преображенском кладбищенском храме, алтарем которого был сруб Дальней пустынки старца. В витринах можно было увидеть мантию, епитрахиль, поручи, суконную мягкую камилавку, деревянные, резанные ножом, нанизанные на ремень, крупные четки работы самого подвижника, которые надевали на бес­новатых, часть завязанных в узелок волос преподобного, кожаную полумантию (от дождя и жара), клобук, шапочку малахай, армяк бурого сукна (носимый осенью и ранней весной), кожаные коты (башмаки), кожа­ные бахилы (сапоги), лапти, кожаные рукавицы (голицы), шубу черного бараньего меха (ее отец Серафим носил в последние годы жизни поверх подрясника из черного сукна), рубаху, чулки, нож, топорик (без топорища), подсвечник, обломки тех камней, на которых молился преподобный.
Зимняя шапка, кожаные рукавицы, холщёвый мешочек, ботинки, камень,
на котором молился преподобный Серафим в лесу, его волосы
в серебряной коробочке
Дивеевские сестры собрали у себя в обители почти все вещи любимого батюшки Серафима. Показывая их, с умилением говорили: «Вот его лапти, это он сам, кормилец, тру­дился, плел их; а вот его одежа – вся в заплаточках, это он сам, батюшка, платил. Вот рукавич­ки, топорик – всё-то он трудился, работал».

О том, с каким благоговением сохранялись вещи преподобного Серафима
в Дивееве, сохранились воспоминания паломников: «Любовь, которою окружены эти реликвии, не поддается описанию – во всем святое отношение к святыне: пылинке не дадут сесть заботливые сестры. Сес­тра, показывавшая мне святыню, видя мое благоговение, со слезами на глазах покрыла меня епитра­хилью батюшки и дала поцеловать его крест. Сам отец Серафим рукой своей послушницы благосло­вил меня – такое у меня было в эту минуту чувство».
Дивеевская Преображенская кладбищенская церковь, где до революции хранились вещи преподобного Серафима
После закрытия Саровского и Дивеевского монастырей святыни святого Серафима не пропали. Многие из них сохраняли жившие в Муроме игумения Александра (Траковская), скончавшаяся в 1942 году, и монахиня Мария (Баринова), от которой по благословению Святейшего Патриарха Пимена реликвии в 1980 году перешли к протоиерею Виктору Шиповальннкову. На протяжении девятнадцати лет по благословению Святейшего Патриарха Пимена отец Виктор был хранителем иконы Божией Матери «Умиление» и личных вещей, принадлежавших преподобному Серафиму Саровскому. Благословляя его на этот высокий подвиг, Святейший Пимен сказал: «Бог даст, еще возвратишь по назначению». Пришло время, и в 1991 году отец Виктор передал икону Божией Матери «Умиление» преподобного Серафима и оклад с нее Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В благодарственной грамоте Святейшего Патриарха было сказано: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Виктор! Воздавая благодарение Господу Богу и Преблагословенной Божией Матери за чудесное спасение святыни Серафимо-Дивеевской обители – чудотворной иконы Богоматери и других ее святынь, приношу Вам и матушке Марии Борисовне сердечную благодарность за ваши труды по сохранению великого сокровища нашей Святой Церкви».
Протоиерей Виктор Шиповальников. Уголок с дивеевскими святынями в его доме. Храм в Удельном, где служил о. Виктор
19 декабря 1999 года Дивеевскому монастырю были переданы деисус из кельи преподобного Серафима, который висел когда-то в кладбищенском Преображенском храме, Страстная икона Божией Матери, переданная батюшкой Серафимом еще при жизни дивеевским сестрам с тем, чтобы перед ней всегда горела неугасимая лампада, лапти, две полумантии (шерстяная и кожаная), армяк, епитрахиль, поручь, скуфья, зимняя шапочка, рубашка-свитка, рукавички, лапти, обгоревшая скамеечка, топор, часть парамана и четок, прижизненный портрет преподобного, иконы, написанные дивеевскими сестрами. Так батюшка Серафим еще раз ниспослал свое благословение Дивеевской обители.

Батюшкины святыни доступны каждому в Троицком соборе. Они положены
в витрины близ раки со святыми мощами преподобного Серафима.
В Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря находится большая, написанная в Нижегородских землях в начале XX века (около 1903 года), икона преподобного Серафима Саровского в рост на фоне Саровского монастыря с вложенной шерстяной полумантией батюшки. В храме Рождества Богородицы можно приложиться к келейным иконам преподобного Серафима – Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Часть святынь преподобного Серафима бережно хранится в музее Серафимо-Дивеевского монастыря, который устроен в доме святой блаженной Параскевы Дивеевской. Здесь можно увидеть прижизненный портрет старца; маленький осколок от камня, на котором молился преподобный; обгоревшие Четьи-Минеи – их читал батюшка перед своей кончиной; листок со старинными записями, сделанными, вероятно, рукою самого преподобного. Дивеевские сестры сберегли часть нательной рубашки батюшки, а также огарок свечи из его келии. Передавая эту свечу сестрам Мельничной общины, святой саровский старец велел непременно сохранить ее, предсказывая, что с ней его будут встречать
в Дивееве. Сестры выполнили завет батюшки – они берегли свечу около 160 лет,
и в 1991 году с ней встречали в Дивееве вновь обретенные мощи преподобного. Так чудесно исполнилось его предсказание.
Армяк, рубашка и носки, мантия, епитрахиль и поручи
преподобного Серафима
И теперь, как прежде, с благоговением рассматривают паломники вещи преподобного Серафима, пытаются представить по ним, каким же был святой старец; с благоговением и с верою в благодать Божию, посылаемую по молитвам старца Серафима, прибегают
к этим сокровищам чудес.