Завершена мозаичная отделка Успенского храма

В канун праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершены мозаичные работы в Успенском храме Серафимо-Дивеевского монастыря, устроенном в нижнем этаже нового Благовещенского собора.

Благоукрашение храма продолжалось три года. Мозаиками покрыто 1220 кв. метров. Это сюжетные композиции из истории России и из истории Дивеевской обители, иконы святых, декоративные и орнаментальные композиции. Пространство храма настолько насыщено декором, что захватывает дух от этой грандиозной красоты, искрящихся красок и восхитительного света. И невольно вспоминается впечатление послов князя Владимира от службы в Константинопольской Софии: «Не знаем, где мы были, на земле или на небе».

Над мозаичными композициями в Успенском храме трудились две бригады – из Москвы и из Беларуси. Всю центральную часть, начиная от входа и заканчивая главным алтарем, и два придела в восточной части храма оформили московские мозаичисты из мастерской «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова» под руководством Валентина Олеговича Борисенко. Он закончил в 2007 году отделение монументальной живописи в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете. Еще во время учебы своей специализацией выбрал мозаику.

Валентин рассказал о принципах мозаичного украшения Успенского храма: «Когда мы создавали проект мозаик, исходили из стиля и характера внутреннего пространства. Решили, что надо максимально “облегчить” низкие своды, поэтому выбрали белые фоны, они как бы наполняют воздухом весь храм. Фон выполнен орнаментом-чешуей из белого мрамора, полированного и неполированного. На контрасте блестящей и матовой поверхности внутри каждой “чешуи” выложена пальмовая веточка. В середине ее находится крестик из четырех перламутров. Много белых, светлых тонов и в одеждах святых.

Фигуры центральной части храма композиционно выстроены, как в базилике Сан-Витале в Равенне. В алтаре с правой стороны расположена мозаика “Спас на престоле”, с левой – “Богородица на престоле”. Им предстоят святые на правых и левых центральных сводах – преподобные Серафим и Сергий, преподобные Александра, Марфа и Елена, блаженные Пелагия, Параскева и Мария, сонм дивеевских новомучеников, святители Митрофан Воронежский, Феофан Затворник и Тихон Задонский.

Центральный придел освящен в честь Успения Божией Матери. Мы предложили необычное решение – поместить эту мозаику в центральном своде перед алтарем и вписать композицию в крест из медальонов с апостолами, которые летят на облаках, чтобы попрощаться с Пресвятой Богородицей. Получилась очень интересная, совершенно оригинальная композиция. Мы развили эту идею и продолжили концы креста в другие части храма, поместив на центральных сводах приделов медальоны со святыми равноапостольными князем Владимиром, княгиней Ольгой, Кириллом и Мефодием. Перед центральным алтарем – композиция “Благовещение Пресвятой Богородицы“. Образ Благовещения традиционно размещается на алтарных столпах; в данном случае он также отражает посвящение всего собора этому празднику. Выразительная, динамичная мозаика обращает на себя внимание, и это важно, ведь Благовещение – главизна нашего спасения».

В мастерской «Товарищества реставраторов» постоянно работало около двадцати человек. Двенадцать из них – художники-профессионалы, которые могут делать лики. Они получили высшее образование по специальности «монументальная живопись» в Суриковском институте или в ПСТГУ. Несколько человек – художники-графики. Остальные занимались работой с материалом – пилили, кололи цельные куски смальты или камня и выкладывали орнаменты, фоны.

Композиции создавались в мастерской, затем их привозили в Дивеево и здесь переносили на загрунтованную поверхность стен. Фоны и орнаменты набирали непосредственно в храме. Так работали москвичи. Этот же принцип обратного набора использовали и белорусские мастера, которым поручили сделать иконы на солее перед главным иконостасом, оформить южные и северные боковые приделы.

Первый опыт по созданию мозаичных икон выпускники монументального отделения Белорусской академии искусств во главе с Денисом Владимировичем Чубуковым получили во время работы в самом знаменитом храме столицы Беларуси, освященном в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Это было восемь лет назад. С благословения настоятеля храма-памятника протоиерея Феодора Повного молодые художники стали заниматься созданием мозаик.

На первом объекте начал вырабатываться творческий почерк, который теперь является отличительной чертой мастерской «Артель-Арт»: это – прием мелкой пластики, так поражающий всех, кто видит мозаики белорусских мастеров. Мелкая разделка смальты создает сложную поверхность и богатую цветовую фактуру. В основном в работе используются модули размером в полсантиметра; особенно мелкие, вплоть до одного миллиметра, требуются при создании ликов, рук.

Обращает на себя внимание и то, какой необыкновенный, насыщенный блеск у золотых модулей в композициях белорусских мастеров. Они осуществляют собственную оригинальную трехуровневую систему обжига смальты на основе настоящего золота.

В дивеевском Успенском храме мастера из «Артель-Арт» получили богатые возможности для решения творческих задач, ведь в его архитектуре имеются разнообразные ниши, оконные проемы, большие и малые пространства, сводчатые потолки, в которые нужно было разместить житийные композиции, ростовые фигуры святых, их лики в медальонах, орнаменты, фрагменты райского сада.

Московские и белорусские мозаичисты сумели создать образ Царства Небесного, в котором внешняя красота дополняет то благодатное чувство, которое возникает во время богослужения. Молящиеся в Успенском храме оказываются в окружении святых, образы и жития которых свидетельствуют о том, что рай, да и вся земная жизнь человека созданы Богом, по словам святителя Василия Великого, как «училище и место образования душ человеческих».