Преображенский собор
Второй монастырский собор, теплый, зимний,
о строительстве которого говорил преподобный Серафим Саровский
Этот собор особенной красоты, красивей которого мы нигде еще не видели.
Он устремлен ввысь, как бы приготовился вознестись на небо.

Протоиерей Стефан Ляшевский
Этот собор особенной красоты,
красивей которого мы нигде
еще не видели.
Он устремлен ввысь,
как бы приготовился
вознестись на небо.

Протоиерей Стефан Ляшевский
Начало строительства – 10 июня 1907 года.
Окончание строительства – 1916 год.

Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Выстроится большой, холодный собор и будет теплый». В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний, собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Вопреки указанию святого старца, распоряжавшийся в Дивееве после его кончины Иван Толстошеев построил на заповеданном месте Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. И когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали; собор заложили южнее, напротив начала Канавки.
На переднем плане видно основание будущего Преображенского собора
На переднем плане видно основание будущего Преображенского собора
При закладке нового собора игумения Александра (Траковская) послала
к блаженной Паше Саровской за советом. Прасковья Ивановна сказала пророческие слова: «Собор-то, собор, а я усмотрела: черемуха по углам собора-то выросла. Как бы не завалили и собор-то».

Строился собор на крупные пожертвования, начавшиеся со взноса, сделанного императором Николаем II при посещении Дивеева в 1903 году. Значительную сумму на собор пожертвовал московский купец Федор Васильевич Долгинцев. Он даже переехал жить из Москвы в Дивеево, чтобы непосредственно наблюдать за ходом строительных работ. В год завершения строительства в 1916 году Федор Васильевич отошел ко Господу, незадолго до этого приняв монашеский постриг
с именем Серафим.
На иконе "Престолы Серафимо-Дивеевского монастыря", написанной в начале ХХ века,
хорошо виден архитектурный ансамбль обители с Преображенским собором
Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Александра Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов.
Это был собор особенно дивной красоты.

Протоиерей Стефан Ляшевский
Это был собор
особенно дивной красоты.
Протоиерей Стефан Ляшевский

Прообразом нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря послужила архитектура храмов владимиро-суздальского периода, ком­позиционные приемы и детали древнерусского зодчества. Крестово-купольная система собора, соединяя воедино множество пространственных ячеек храма, символизирует вселенскую Церковь, объединяющую в себя все человечество.


Высота Преображенского собора
снаружи – 48 м 50 см,
внутри – 35 м 45 см


Характерная черта архитектурного образа Преображенского собора – ощущение его необыкновенной легкости, воздуш­ности, устремленности ввысь, к небесам.
Храм приподнят на высокий стилобат, куда ведут широкие лестницы в знак духовного возвыше­ния, на котором находится Церковь среди окружающего мира. Объем храма имеет ступенчатое построение
с на­растанием к центру, от боковых пристроек к основному объему, завершенному полукружиями закомар, и далее к пятиглавию
с повышенным центральным барабаном.

Настенную роспись собора выполнили сестры под руководством палехского художника Павла Львовича Парилова, преподававшего с 1902 года иконопись и фреску
в Серафимо-Дивеевском монастыре. Иконы также были написаны сестрами.

В 1916 году строительство собора было закончено, даже большие золоченые кресты − дар петербуржцев − уже украшали его. Не поставлен был только иконостас, и не готово было отопление. Это оттянуло освящение на год. Но тут произошла революция 1917 года, и освятить собор не смогли, так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто «Новый собор». Предполагалось освятить его в честь иконы Божией Матери «Умиление».
В советское время здесь был гараж, потом тир. Протоиерей Владимир Смирнов так описывает этот храм в пору разорения монастыря: «Новый собор, в свое время полностью подготовленный к освящению, представляет собою мерзость запустения! Стекла выбиты, дверей нет, входные ступени разрушены и поросли травой. Трава покрывает и желоба кровли, давно не видавшей краски. Кресты как на новом, так и на старом соборах отсутствуют, бетонное основание пола
в одном месте с какой-то целью пробито, открывая жутко зияющую глубину подвального помещения». По воспоминаниям монахини Серафимы (Булгаковой), новый собор несколько раз собирались взорвать, но не разрешили – могли повредить окружающим постройкам.

Паломница, побывавшая в Дивееве в 1979 году, отметила: «Зашли в полуразрушенный и загаженный храм Преображения, который так и не успели освятить до революции. На стенах сохранились живописные изображения некоторых святых, и мы, достав свои молитвословы, под руководством Марии стали петь тропари этим святым. Вдруг посреди наших песнопений раздался крик. В проеме возникло два милиционера».
В советское время на кровле собора, как и предсказала при его закладке блаженная Параскева Ивановна, выросли деревья.
В 1991 году власти передали собор возрожденному монастырю, и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось
20 августа/3 сентября 1998 года, в день кончины тогда еще не прославленной
в сонме святых преподобной Марфы Дивеевской. Новый собор был посвящен Преображению Господню. В том же 1998 году были освящены: 14/27 октября –правый нижний придел в честь Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных и 8/21 декабря – левый нижний в честь Всех святых. Освящение правого верхнего придела в честь иконы Божией Матери «Тихвинской» состоялось 8/21 июня 2006 года, левого верхнего в честь Новомучеников Российских – 29 июля/11 августа 2006 года.
Накануне праздника Святой Троицы 2008 года завершилась роспись храма, продолжавшаяся пять лет. Бригаду, в которую вошли мастера из Самары, Ульяновска, Владимира, Палеха и Шуи, возглавили художники из Самары – Анатолий и Ольга Беляевы. Роспись выполнена в традициях московской школы XVI века (мастерская Дионисия), орнаментальные фризы решены в ключе Софии Новгородской, в западной же части собора, особенно в притворе, прослеживается влияние искусства Византии. Несмотря на большой объем росписи (площадь церкви 6125 м2), светлые воздушные краски придают храму легкость и светоносность, что созвучно теме праздника Преображения Господня. Фрески выполнены акрилом, с нанесением сусального золота. Основные сюжеты росписи – евангельские события и притчи, в медальонах изображены лики святых.
Иконостас – резной, золоченый, выполнен из липы мастерами из города Шуи Ивановской области
Иконостас – резной, золоченый, выполнен из липы мастерами из города Шуи Ивановской области
В Преображенском соборе, как правило, совершаются ранние литургии в те дни, когда в монастырском расписании стоят две службы. Традиционно именно здесь в Крещенский сочельник происходит освящение великой агиасмы – крещенской воды. В этот день вся площадь четверика храма уставлена не только большими баками с водой, но и множеством разного размера баков, бидонов
и бутылей.
Другая дивеевская традиция – празднование Успения Пресвятой Богородицы в Преображенском соборе. Здесь совершается вынос Плащаницы, у которой затем до начала богослужения с чином погребения, днем и ночью, сестры читают Псалтирь Божией Матери.
И, конечно, светлым и радостным торжеством становится в Преображенском соборе престольный праздник с традиционным освящением плодов.
В Преображенском соборе хранится сень, которая на летний праздник преподобного Серафима, выносится наружу и устанавливается перед храмом на соборной площади. Под сень на специально устроенный помост возлагают раку с мощами святого саровского старца.

В остальное время под сенью в соборе стоит большой мощевик. В храме находится множество икон и ковчегов с мощами, есть икона преподобного Серафима Саровского с его полумантией, в приделе Всех святых помещена витрина с вещами, имеющими отношение к Саровской пустыни и батюшке Серафиму.
Собор стоял у канавки Царицы Небесной. Он был по величине такой же, как и летний холодный собор, и создавал великолепный монастырский ансамбль Града Царицы Небесной.

Протоиерей Стефан Ляшевский
Собор стоял у канавки Царицы Небесной.
Он был по величине такой же,
как и летний холодный собор,
и создавал великолепный
монастырский ансамбль
Града Царицы Небесной.

Протоиерей Стефан Ляшевский