Церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины
На северо-запад от Троицкого собора на плане преподобного Серафима изображен, как он называл его, начальнический корпус. Этот большойдеревянный корпус на каменном фундаменте, действительно, был построен в 1885 году. Основным акцентом его главного фасада служит ассиметрично расположенное крыльцо в виде пятигранного эркера, устроенного на оба этажа и завершенного кокошниками.

До закрытия монастыря в этом здании находились архиерейские и игуменские покои, кельи казначеи, благочинной, канцелярия, библиотека, комнаты для производства искусственных цветов, велся учет всего хозяйства монастыря, жили сестры с этих послушаний и ведавшие вещевыми и продуктовыми складами.
Игуменский корпус в начале ХХ века
В 1902 году в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы игумении Марии. Здесь она молилась в зимнее время в последние годы жизни, когда по состоянию здоровья ей уже сложно было посещать Троицкий собор.
После торжественного прославления преподобного Серафима 20 июля/2 августа 1903 года в этом храме на литургии присутствовали Государь Император Николай II, Государыни Императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна и особы Царствующего дома. Царь просил совершить службу неспешно и благоговейно, но за один час. Игумения Мария назначила отца Петра Соколова, бывшего в то время младшим священником. У него был хороший голос, отчетливая дикция и живой, быстрый характер. Служба отца Петра очень понравилась Государю. По окончании он призвал священника к себе и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями. Обращаясь к обер-прокурору Священного Синода Саблеру, сказал: «Вот прекрасный, благоговейный служитель Христовой Церкви».
Царь Николай II и царица Александра Феодоровна выходят из игуменского корпуса. Фотография 1903 года.
После закрытия монастыря церковь была разорена. В корпусе сначала устроили детский дом, потом поселили жильцов и разместили учреждения, в частности, райисполком.
Окна алтаря церкви св. равноап. Марии Магдалины в советское время
Восточная часть игуменского корпуса в советское время
В 1996 году над церковью вновь был поднят купол и на него водружен крест, приведен в порядок фасад корпуса. С 1997 по 2006 год проведены восстановительные работы в церкви. Восстановленная домовая церковь – деревянная, однопрестольная, вмещает 50–70 человек. На втором этаже устроены хоры, где круглосуточно происходит чтение Псалтири.
В храме имеется несколько старинных икон, в том числе ростовой образ батюшки Серафима дивеевского письма. Посещение Серафимо-Дивеевской обители Царской Фамилией сохранилось в истории монастыря как исключительно важное событие. В честь него ныне в обновленной церкви в иконостасе находится икона Царственных мучеников.
Престол домовой церкви был вновь освящен 21 января/3 февраля 2006 года. В этот день чествуется икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение». На промыслительное совпадение дат обратила внимание игумения Сергия, отметившая, что для нашей святой обители отрадой и утешением, посланным Царицей Небесной является обновление сего храма, освящение которого совершено в честь равноапостольной Марии Магдалины.










Церковь в честь иконы
Пресвятой Богородицы
«Всех скорбящих Радость»
В 1861 году в 280-ти метрах к востоку от Троицкого собора за святой Канавкой был построен деревянный корпус монастырской богадельни с кельями для престарелых монахинь. Домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» устроили в ней в 1861 году дивеевские сестры из дворян – вдова Ольга Васильевна Шишкина и девица Варвара Александровна Карамзина. Главный вход находился со стороны Канавки, а с севера и юга были сделаны входы в жилые помещения.

В «Обозрении церквей Нижегородской епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Модестом, Епископом Нижегородским и Арзамасским,
в 1886 году» об этом храме сообщается: «Преосвященнейший изволил войти
в больничную церковь во имя «Всех скорбящих Радости». Эта церковь освящена в 1862 году, 11 сентября. Церковь эта не составляет отдельного здания,
а занимает часть корпуса, в котором находятся кельи престарелых монахинь. Выйдя из храма, Преосвященнейший изволил посетить и кельи живущих здесь стариц. Между этими старицами есть принятые по личному благословению
о. Серафима, основателя обители; всех стариц, принятых по благословению
о. Серафима, остается в живых 17; некоторые из них помещаются здесь,
а другие – в другом корпусе. Есть между ними – Анна Алексеевна – единственная оставшаяся в живых из осьми первоначальниц, взятых о. Серафимом из общины монахини Александры.Между этими старицами живет Варвара Александровна Карамзина, разширившая на свои средства церковь во имя Скорбящей Богоматери; В. А. Карамзина – племянница Российского историка Карамзина. Преосвященнейший, посетив кельи стариц, благословил обитательниц келий».
В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня в этой церкви проходила последняя служба при закрытии обители. Вот как описала это бывшая послушница старого Дивеевского монастыря монахиня Серафима (Булгакова): «После литургии певчие запели, как обычно в Прощеное воскресенье "Плач Адама". Все сестры прощались. Вся церковь плакала».

В советское время храм был разрушен, больничные кельи заняты под квартиры, а сараи жителей этого дома стояли на территории святой Канавки.
Центральная часть здания бывшей монастырской богадельни в советское время
18 марта 2003 года состоялась передача ключей от квартиры, которая находилась в алтаре бывшего домового храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этом же году по проекту нижегородского архитектора Виктора Викторовича Коваля началась реконструкция здания бывшей монастырской богадельни.

12 ноября 2004 года над зданием был воздвигнут крест.

В канун престольного праздника 23 октября/5 ноября 2006 года в корпус богадельни переселились первые насельницы, а в домовой церкви было совершено первое всенощное бдение. На следующий день архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил освящение храма.

Перед началом чина обновления храма Его Высокопреосвященство сказал: «Сегодня после многих трудов, которые понесли матушка игумения Сергия, сестры обители, строители, попечители, мы возобновляем молитвы в храме, посвященном ныне празднуемому образу Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Милость Божия для нас с вами, что мы имеем возможность воздвигать алтари Бога Живаго. Именно освящением таких храмов вновь восстанавливается связь времен. Ангел Хранитель, который стоит у престола, сегодня ликует и радуется. Сегодня у него Пасха Христова.

Мы с вами верим и знаем, что молитва – это такая же реальность, как и многие явления в нашей жизни. ... Молитва связывает нас с Богом, и сердце наше исполняется радости и духовного трепета.

У каждого человека на его жизненном пути есть свои искушения, испытания, соблазны, борения, болезни, печали и воздыхания, и именно Матерь Божия в образе, именуемом "Всех скорбящих Радость", помогает преодолеть их и посылает помощь. Господь по молитвам Царицы Небесной дает людям радость жизни, внутреннее духовное ликование. И мы, совершая сегодня положенные молитвы на освящение престола, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она в этом Своем уделе утешала многих людей, которые, приходя сюда, получали бы отпущение грехов и наполнялись бы внутренней духовной радостью».

Каждую неделю для насельниц богадельни совершается в церкви литургия. Ежедневно здесь читается монашеское правило, включающее утренние и вечерние молитвы, полунощницу, 12 псалмов, Евангелие и Апостол, три канона. В церкви «Всех скорбящих Радость» происходят иноческие и монашеские постриги. Этот храм – место прощания с отошедшими в вечность насельницами монастыря: в нем три дня читается псалтирь по усопшей сестре и совершается чин отпевания.







Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Целительница»
В юго-восточной части территории, огражденной Канавкой, в старинном монастыре было кладбище, на котором хоронили сестер и близких к обители мирян. В феврале 1854 года родственница настоятельницы Екатерины Ладыженской пензенская дворянка Дарья Михайловна Каминская попросила разрешить ей в память о безвременно скончавшемся сыне возвести в обители кладбищенскую церковь «при келье (с преобразованием оной во Священный алтарь) … священно-иеромонаха Серафима». 17/30 июля 1856 года вновь выстроенная церковь была освящена во имя Преображения Господня. Про­стой деревянный сруб Дальней пустынки преподобного Серафима, потемневший от времени и непогод, сохранялся теперь, как в футляре, в другой, более обширной постройке, а в образовавшемся вокруг коридоре в витринах выставлены были одежда и вещи великого подвижника под большим его портретом, где батюшка изображен был в рост, в черной монашеской одежде и клобуке.
Преображенская кладбищенская церковь. Фотография начала ХХ века
Вещи преподобного Серафима в Преображенской кладбищенской церкви. Фотография начала ХХ века
В 1950-е годы в здании Преображенской церкви размещались квартиры учителей райцентра. При строительстве в начале 70-х годов на месте кладбища средней школы здание храма разобрали, кладбище уничтожили.
Дивеевская общеобразовательная средняя школа на месте Преображенской кладбищенской церкви. Фотография 2002 года
Здание школы реконструировалось с 2004 по 2008 год. Северный пристрой школы был переделан для устройства в нем больничной церкви. На праздник иконы Божией Матери «Целительница» в 2008 году архиепископ Нижегородский
и Арзамасский Георгий освятил храм во имя этого святого образа.
Left
Right
Когда проводились строительные работы, около больничного здания было обнаружено безымянное, полностью сохранившееся захоронение. Его перенесли восточнее и поставили над могилой крест. Эта могила служит напоминанием о том, что в юго-восточном конце Канавки до революции находилось монастырское кладбище.
В дни празднования 250-летия со дня рождения преподобного Серафима состоялась торжественная передача этого здания Серафимо-Дивеевскому монастырю и началась его реконструкция. 1 августа 2008 года здание Медицинского центра освятил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий при участии митрополита Элладской Церкви Николая.

1 октября 2008 года, на праздник в честь иконы Божией Матери «Целительница», освящение больничного храма в честь этого святого образа совершил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Великим постом 2009 года началась роспись храма, над которой трудились московские художники Максим Евгеньевич и Ирина Александровна Мироновы при участии инокини Хрисанфы (Долгатовой). Работы были окончены в марте 2010 года.

Стенопись храма ориентирована на росписи Ферапонтова монастыря, Дечан
и Студеницы, но эти росписи XIV-XV веков не копировались, а перерабатывались применительно к архитектуре данного храма. Ряд сюжетов, отражающих историю Дивеева, являются новыми, они впервые изображены иконописными средствами. Поскольку храм посвящен Богородице, рос­писи выполнены на голубых фонах, символизирующих чистоту, девство Матери Божией. Их можно подразделить на три цикла.

Основной цикл, занимающий центральную и восточную части свода, – это избранные Богородичные праздники. Западная часть свода и западная стена, примыкающая к больнице, посвящены евангельским сюжетам исцеления больных Спасителем и святыми целителями.

Цикл, расположенный на южной стене в нижнем регистре храма, включает в себя избранные эпизоды жития преподобного Серафима, в том числе исцеление преподобным Серафимом Мантурова от болезни ног, исцеление племянника княгини во время моления преподобного на воздухе.

По северной стене представлены дивеевские чудеса: исцеление больных на источнике преподобного Серафима, исцеление бесноватого у раки с мощами преподобного Серафима в Троицком соборе, явление Божией Матери святителю Серафиму (Звездинскому) на Канавке, исцеление хромого на Канавке.
В храме Божией Матери «Целительница» для сестер, проходящих лечение в медцентре, устраивается Божественная литургия.