Торжество кротости

Мир, полный лукавства и беззакония, преуспевает на пути своем; он с шумом и тожественно несется по пути внешнего развития, не зная Бога и не нуждаясь в Нем. Благочестивый человек, пребывая в Церкви, остается совсем в стороне от этого шумного и победного шествия; он нравственно никак не может примкнуть к нему и сделаться одним из деятелей и участников его. Однако внешний успех мира, его победные клики, его презрительное отношение к смиренной Христовой Церкви ‒ не могут ли иногда смутить и верующее сердце, не могут ли иногда заронить искру зависти и ревности даже и в мужественную душу? Люди мира сего во лжи и без Бога, обгоняя и попирая друг друга, покоряют землю и овладевают ее благами. А живущие во Христе, стараясь блюсти внутреннюю правду и жить по-Божьи, конечно, но необходимости должны отстать в этом состязании, и, конечно, на них свысока и с презрением будут смотреть обгоняющие их на всех путях гордые деятели мира.

Но не будем смущаться этим. Пути Церкви в руках Бога. Предадим Ему пути наши и не будем бояться. Он выведет, как свет, правду нашу и справедливость нашу, как полдень.

Мы должны твердо верить в силу и крепость нашего Бога. Даже гнева мы не должны допускать в своем сердце, видя успехи беззаконников, а тем более ревновать до того, чтобы им делать зло. Не наш ли Бог еще устами Давида открыл нам, что делающие зло истребятся, и кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира? Разве это обещание Бога может не исполниться? А Христос не то же ли сказал нам: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю? Конечно, для нас это обетование звучит несколько странно: неверие и безбожие мира успело и на нас набросить свою тень, и мы колеблемся верить в торжество кротких на этой земле, и наследование земли готовы понимать в общем туманно-отвлеченном виде какого-то иносказания…

Но тут прямой смысл и прямая правда, и она осуществится вполне, когда придет Христос на землю со всеми святыми, когда будет новое небо и новая земля, и когда кроткие, обновленные, подобно Ангелам Божиим, наследуют эту землю, данную им Богом в удел при создании мира.

И посмотрите, как уже во многом исполнились откровения Божии относительно кроткой Церкви Христовой. Не скрежетали ли на нее зубами своими представители иудейского народа и не посмеялся ли над ними Бог, предвидя день их национальной гибели? Не обнажали ли своих мечей, не натягивали ли своих луков язычники, чтобы низложить церковь бедных и нищих, чтобы пронзить идущих прямым путем? И не вошел ли меч их в их же сердца, и не сокрушились ли их луки? Не преклонилась ли языческая сила к подножию креста Христова, предварительно в безумии распяв на крестах множество невинных жертв? И кого хотели стереть с лица земли всяческими способами муки и смерти, ‒ не они ли терпением и кротостью победили своих мучителей и наследовали их землю?

Но борьба мира против Церкви не прекратилась. Насилие из одной формы перешло в другую. Побежденное в одном роде оружия, оно схватилось за другое. Безбожные владетели несметных богатств мира, воюющие и теперь против Христа и Церкви, держащие в своих руках судьбы народов и забирающие в свою власть землю, ‒ кто они, как не те же прежде скрежетавшие зубами на апостолов еврейские начальники, как не те же бичевавшие и казнившие их представители языческой силы?

Но и их судьба предсказана. В то время, как они, соединившись вместе, войдут в славу и вознесутся, ‒ их постигнет гибель; исчезая исчезнут они, как дым… И современный социализм и анархизм не есть ли предвестники исполнения этого предсказания? Нашествия полчищ кровожадных варваров извне и изнутри также в руке Божией, как и все во вселенной, и злые силы, побивая и ниспровергая друг друга, а иногда карая и добрых за преступления и грехи, исполняют великий закон нравственного возмездия и неумытной справедливости, которая присуща самым стихиям мира и от которой никто и нигде вырваться не сможет. И этот закон рокового саморазрушения зла, насилия, гибнущего от собственного же насилия, исполняясь здесь, на земле, очищает на ней место торжеству кротости. Уповай на Господа и держись пути Его, ‒ и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю (Пс. 36, 34).

Епископ Михаил (Грибановский)

      Из его кн.: Над Евангелием. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2001 г.

 

Епископ Михаил (Михаил Михайлович Грибановский) родился в 1856 году в семье потомственного священника, благочинного городских церквей Елатьмы. В детстве и юности Михаил много болел. По воспоминаниям современников, для того, чтобы победить нежелательную сонливость, он ложится спать на сруб колодца; голова – на одной стенке, ноги – на другой. Окончил Тамбовское духовное училище, Тамбовскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его постриг в монашество и рукоположения в иеродиакона, а затем в сан иеромонаха состоялись в 1884 году. В 1888 году за диссертацию «Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью» получил степень магистра богословия. Преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. 1890 года был настоятелем посольской церкви в Афинах. В епископском сане служил викарием в Полтавской и Тульской епархиях. Был правящим архиереем в Таврической и Симферопольской епархии. Скончался в 1898 году в Симферополе.

Download WordPress Themes
Download WordPress Themes Free
Download Best WordPress Themes Free Download
Download WordPress Themes Free
free download udemy paid course
download huawei firmware
Download Premium WordPress Themes Free
udemy free download

Читать также:

Наша Заступница

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Пресвятая Матерь Божия перед Своим всеблаженным Успением утешала Апостолов и христиан иерусалимских, которые плакали о сиротстве своем, обещала быть Заступницей за всех, кто будет веровать в Ее Сына. На третий день после Своего Успения Богородица явилась Апостолам в небесной славе и укрепила их надежду на неразрывную связь […]

Об участии митрополита Московского и Коломенского Филарета в делах Дивеевской общины

В день празднования памяти святителя Филарета попала на глаза старинная книга профессора Московской духовной академии Николая Ивановича Субботина, посвященная участию в делах Дивеевской обители святителя Филарета и близкого ему наместника Троице-Сергиевой лавры преподобного Антония (Медведева), который в молодые годы имел духовное общение с преподобным Серафимом Саровским. Небольшой фрагмент из книги Н.И. Субботина публикуем: Надобно сказать, […]

Дядя Вася

– Посмотри, какой он маленький и голодный, давай оставим его у нас, – просила сестра. Я стоял рядом и держал в руках котенка, который только недавно открыл глаза. – А куда мы Базьку денем? – спрашивала мама. – Никуда. Будут жить вместе. Он станет ему папой, – отвечала Валюша. Мама вздыхала. Мы с сестрой смотрели […]