Орловский период жизни священномученика Серафима (Чичагова)

В феврале этого года на епархиальной краеведческой конференции, посвященной новомученикам и исповедникам российским ХХ века, мы выступали с докладом «Земная жизнь священномученика Серафима (Чичагова) в свете Промысла Божия». Во время подготовки доклада мы обратили внимание то, что святитель Серафим мало известен нам, как архипастырь. Для продолжения исследования мы с нашим научным руководителем Екатериной Константиновной Грищенко отправились в Орловскую епархию. Там в период с 1906 по 1908 год происходило превращение замечательного во всех отношениях человека и пастыря в выдающегося иерарха.

На Орловской земле, в монастыре Святого Кукши, мы встретились с Преосвященнейшим епископом Мценским Алексием (Заночкиным), викарием Орловской епархии. Владыка рассказал о служении священномученика Серафима (Чичагова) на Орловской кафедре, о его вкладе в возрождение жизни прихода. О важности изучения подвига священномученика Серафима (Чичагова) владыка Алексий сказал: «Сегодня ориентирами у молодого поколения являются образы картонных суперменов, а настоящим маяком должен быть образ владыки Серафима, как высокообразованного и талантливого человека во всех сферах деятельности». Владыка Алексий ответил на интересующие нас вопросы.

«Архипастырский опыт владыки Серафима является практическим руководством служения, поскольку этот опыт так же актуален сегодня, как и сто лет назад», –  еще раз подчеркнул епископ Алексий.

Дальнейшее изучение архипастырского служения священномученика Серафима продолжилось в Орловской библиотеке имени Бунина, где нам для работы был предоставлен архив «Орловских Епархиальных ведомостей» за три года пребывания на Орловской кафедре епископа Серафима. «Орловские Епархиальные ведомости» и послужили главным источником, на который мы опираемся в нашей работе.

Удивительный факт. На месте этой библиотеки до 1923 года находился кафедральный собор во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. В этом соборе совершали божественную литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский (протоиерей Иоанн Сергеев), священномученик Серафим (Чичагов) митрополит, архиепископ Орловский (1906–1908 гг), священномученик Макарий Гнеушев, епископ Орловский (1917 г). На богослужениях присутствовали святые Царственные Мученики Государь Николай Александрович и Его Августейшая Семья, а также святая преподобномученица Великая Княжна Елизавета Федоровна. Об этом свидетельствует мемориальная доска на здании библиотеки.

Первая встреча Преосвященного Серафима, епископа Орловского и Севского, с духовенством и паствой произошла 6 февраля 1906 года в кафедральном соборе. В обращении к собравшимся, Владыка произнёс свое знаменитое слово: «Держа в одной руке крест, другою я бью набат, возлюбленные!» Глубоко убежденный в том, что духовенство, соединясь с лучшими из мирян, сможет «повести русло народной жизни по новому, лучшему пути», он призывал священнослужителей «брать кресты и идти в толпу, поспешать на площади, деревенские сходы, улицы, перекрестки дорог, на фабрики и заводы, где волнуется народ, на пожарища, разгромы, побоища и сильными благодатным словом вразумлять и озлобленных, и совращённых, проповедующих насилия и смуты, готовых на всякие преступления. Сзывайте всех в храмы для покаяния и благодатного освящения Святыми Тайнами и возрождения в приходах христианских общин, которые только и могут направить свободный русский народ на истинный путь!»

Как видно из епархиальных хроник, епископ Серафим деятельно воплощает в жизнь свои идеи. Обладая даром красноречия и особенным умением убеждать, он доказывал пользу объединения на пастырских собраниях и на епархиальных съездах духовенства, раньше занимавшихся исключительно материальными нуждами епархии. Надо отметить, что мысль о спасении России и Церкви только через духовное начало соборности стала лейтмотивом всего архиерейского служения Преосвященного Серафима. Собственным примером он показывал, как надо работать: «ходить по домам прихожан, знакомиться, стараться разузнать их нужды, облегчать их горе участием, советом, хлопотами и залечивать сердечные раны… «Непрестанно молитесь – вот заповедь апостольская, и данная не одним монахам, а и пастырям, и всем христианам», – говорил он.

Преосвященный Серафим своей деятельностью вдохнул «душу живу» в застывшие формы пастырской деятельности. Приходские советы при владыке Серафиме принесли большую пользу при ведении правильного церковного хозяйства, оказании помощи бедным.

В беседах с духовенством Владыка говорил, что пастырь должен быть свободен от хозяйственных хлопот, посвятив себя духовной миссии. А хозяйственные заботы и приходская благотворительность должны быть делом прихожан, разумеется под руководством настоятеля. Заботливый архипастырь не только скорбел о нуждах людей, но и активно помогал им всеми способами.

В орловских епархиальный ведомостях № 31 от 30.07.1906 год имеется такое распоряжение Преосвященного Серафима: «Господь вновь не благословил урожаем многие местности Орловской губернии и ниспослал, по грехам нашим, новые испытания, уничтожив посевы градом. Предстоит крестьянам величайшая нужда и, в особенности, в Карачаевском и Мценском уезде. Поэтому предписываю священникам непосредственно донести мне о тех приходах, которые нуждаются в продовольственной помощи, дабы я мог своевременно добыть им посильную жертву».

Во время пребывания священномученика Серафима на Орловской кафедре учреждается Мариинское братство, призванное оказывать помощь детям, особенно сиротам, в деле получения ими образования. В конце первой половины 1907 года учреждается Серафимовское братство, целью которого была помощь нуждающимся учащим и учащимся орловских церковных школ.

Владыка Серафим проявлял особую заботу о церковной школе. Сам разработал систему преподавания, лично посещал экзамены в учебных заведениях губернии. По его инициативе открываются новые читальни. В епархиальной хронике (№ 33 1906 год) приводится письмо владыки Серафима, обращенное к учащим церковных школах Орловской епархии, в котором он, как высший руководитель и попечитель церковно-школьного просвещения в епархии, высказал свой взгляд на задачу церковных школ, на современное служение и будущее положение церковно-приходских учителей и учительниц и свое, не только отеческое, но и братское отношение к ним.

«Современные люди забывают, что грамота, прежде всего, необходима для познания Евангелия, для просвещения христианским учением и что без религии и веры человек остается невеждою и зверем. Как ни уверяют нас, что все школы равны и что в земских школах первенствующее влияние должны иметь священники, однако в действительности это пока не так. Не для борьбы с ведомствами известные деятели основали церковно-приходские школы, а для утверждения истины и в твердом убеждении, что русский народ можно и должно просвещать только церковным путём, развивая в нём христианские понятия и инстинкты. Но истина эта может быть доказана только учителями, руководителями школьного дела, и на них я возлагаю все мои надежды. Понятно после этого, как они мне дороги и близки к сердцу! Церковная школа, с возрождением приходской жизни, делается еще необходимее, чем прежде, и существование ее обеспечивается нравственно, обязанностями христианской общины. Молю Бога, чтобы собравшиеся в Орле учителя и учительницы прониклись, в столь важные дни жизни  русского народа идеей своего святого служения Богу и людям!»

Много внимания и сил уделял Преосвященнейший Серафим восстановлению порядка в монастырях. 18 мая 1907 года состоялось совещание благочинных и настоятелей монастырей по вопросу о упорядочении монастырского строя и монашеской жизни. Первое, к чему надлежало стремиться монастырям, по мысли Преосвященного Серафима, – введение общежития («монастырского строя, который всегда по святоотеческой мысли считался самым душеполезным»), с той оговоркой, чтобы при невозможности сделать это сразу было хотя бы начато движение в эту сторону.

Его деятельность встречала все большее признание и уважение не только среди орловского епархиального духовенства, но и в кругах всего русского епископата.

В 1908 году Преосвященным Серафим с 1 января вызывается для присутствия в Синоде. В «Предложении Его Преосвященства, Преосвященней­шего Серафима, епископа Орловского и Севского» от 30 декабря 1907 г. за № 6578 Владыка постановляет: «Отъезжая по Высочайшему повелению для присутствования в Св. Синоде, поручаю вступить в управление вверенной мне Орловской епархии Епископу Елецкому Митро­фану, Викарию Орловскому, всецело распоряжаясь самосто­ятельно по всем отраслям управления, за исключением приёма, перевода и назначений священников, о которых дела должны быть направляемы ко мне в Петербург, и отчётов и вопросов о приходских советах в епархии».

23 мая 1907 года по докладу опер-прокурора Святейшего Синода за «особливые труды по оживлению и организации православного прихода» епископ Серафим сопричислен к ордену св. Анны I степени.

В октябре 1908 года святитель Серафим покинул Орел: Святейший Синод перевел его в Бессарабию на Кишиневскую кафедру.

3 октября 1908 года было обнародовано Прощальное послание Преосвященного Серафима к своей пастве, в котором он подводит итоги общих усилий и трудов, совершенных под его руководством.

«Видя мою убежденность и искренность, а также  сознавая необходимость объединения для борьбы с неверием и безнравственностью, большинство из вас, дорогих пастырей, сотрудников моих, с сыновнею готовностью  последовали моему призыву. В первый год  вы  установили в приходах посильную благотворительность для научения пасомых должному понятию о приходской общине и развития в них участливости к немощным, бедным и  несчастным членам прихода. На второй год вы  развивали самодеятельность членов приходских советов, приучая их помогать вам в наблюдении за благочинием во время церковных служб и крестных ходов, вразумлять молодое поколение, искоренять в селах нехристианские обычаи, разгул ы под праздники, наблюдать за преподаванием, порядкам и нуждами в церковных школах,  и прекращать раздоры и всякое зло в самом начале их возникновения. На третий год вы вступили в борьбу с главным бичом русского  народа,  пьянством, тайной продажей вина, сильно увеличившейся за время смуты и разгромов, учреждали общества трезвости, библиотеки, как постоянные при церквях, так и летучие, – для сел и деревень, основывали кредитные товарищества, избирали себе сотрудников для уборки храмов, разделили приходы на участки и вручали их попечению членов совета. Теперь вам  предстоит особенно позаботиться о миссионерском деле и об образовании по приходам “миссионерских кружков”».

Чувство горечи выражают пастыри и миряне в связи с переводом преосвященного Серафима на Кишеневскую кафедру. Вынесенная им на своих плечах борьба с врагами Церкви, Царя и России, окончившаяся такою беспримерною победою и при том одним пастырским влиянием, одной его мудростью и возрождением деятельности духовенства – есть невиданный подвиг, чрезвычайно поучительный и заслуживающий серьезного изучения. Святителя Серафима называют «великим объединителем прихода», период его управления – «самой блестящей страницей в летописях Орловской епархии за 200 лет ее исторического существования».

Опыт возрождения приходской жизни, который Владыка приобрел в Орловской, а затем в Кишиневской епархии, во всей полноте был реализован в Тверской епархии. Принятое в 1914 году Святейшим Синодом положение о новом приходском уставе во многом соответствовало представлениям архиепископа Серафима о развитии приходской жизни. Составленное владыкой Серафимом обращение к епархиальному духовенству «О возрождении приходской жизни», изданное в Твери, по глубине содержания напоминает сочинение по пастырскому богословию и наставления архипастырям и пастырям по всем насущным вопросам как в духовной, так и в практической области. Оно сохраняет актуальность и в наши дни.

Изучение всей жизни этого подвижника – достойный памятник новомученику митрополиту Серафиму. Нам и в дальнейшем хотелось бы продолжить изучать его житие. За свой 82-х летний путь он проявил себя на разных поприщах. В каждой сфере деятельности он был основательным и успешно доводил дело до конца, а это не может не заслуживать уважения у нас, молодого поколения страны.

Владимир Елистратов
Виталий Тульцов
учащиеся Дивеевской монастырской православной школы

Download WordPress Themes Free
Premium WordPress Themes Download
Download WordPress Themes Free
Download Premium WordPress Themes Free
udemy course download free
download xiomi firmware
Download WordPress Themes Free
udemy course download free

Читать также:

«Открыть сердце для благодати»

Беседа с настоятельницей самарского Иверского монастыря игуменией Иоанной (Капитанцевой) ‒ Матушка игумения, монашество – иная жизнь. Чем она отличается от жизни в миру? ‒ Монашество – это Богодухновенное устроение. Инок ‒ тот, кто всего себя отдает Богу. Им он дышит, Ему отданы мысли, Ему посвящена жизнь, Им движется воля, к Нему стремится сердце. Спастись можно и […]

Мощи соединяют земную Церковь с Небесной

Храм, который имеет святые мощи, всегда многолюден. Люди тянутся к святыне как к источнику живой воды. Божия сила и благодать, пребывающая в останках святых, дарует приходящим к ним многочисленные исцеления и помощь. Само тело может стать храмом Святого Духа, ‒ говорит апостол (1Кор. 6, 20).Когда мы видим останки святых, расточающие целебную Божественную силу, то невозможно […]

Монашество и лженаука. Зачем нужно ученое монашество

Доклад преподавателя Нижегородской духовной семинарии иеромонаха Лаврентия (Собко) на межрегиональном совещании с участием монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 23 ноября 2018 г.) Ученье – вот беда! Ученость – вот причина! Этими совами начинается произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», и их же я хотел бы поставить эпиграфом своего доклада. Наша […]