Мощи соединяют земную Церковь с Небесной

Храм, который имеет святые мощи, всегда многолюден. Люди тянутся к святыне как к источнику живой воды. Божия сила и благодать, пребывающая в останках святых, дарует приходящим к ним многочисленные исцеления и помощь.

Само тело может стать храмом Святого Духа, ‒ говорит апостол (1Кор. 6, 20).Когда мы видим останки святых, расточающие целебную Божественную силу, то невозможно не радоваться тому, что Богу угодно было дать нам такой решительный и вместе с тем доступный способ убеждения в истинности святой веры. Мощи преподобных, святителей и праведных мужей и жен, достигших, благодаря добродетельной жизни, обожения ‒ соединения Бога с человеком ‒ укрепляют нас в подвигах, указывают путь к праведной жизни. Рядом с мощами святых мы ощущаем чувство близости к ним, а через них ‒ и к Богу.

О нравственном их назидании для людей пишет святитель Иоанн Златоуст: «Подлинно как бы легкий ветерок какой веет на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя». Это высказывание относилось к перенесению мощей мученика Вавилы. Когда в Антиохийской Церкви до крайних пределов развился упадок нравов и в лесах устраивались безобразные игрища, тогда решили построить близ этих мест храм и перенести в него мощи Вавилы; с тех пор оргии и игры прекратились.

В православной России прославление всегда совершалось по примеру Греческой Церкви. Открытие мощей происходит потому, что: 1) чудеса исцелений свидетельствуют о том, что Господь через останки Своих святых дает Свои милости людям и помощь страждущим; 2) святые мощи имеют религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о святом, возбуждают верующих к подражанию его подвигам и соединяют земную Церковь с небесной, свидетельствуя о существовании бессмертной души и вечной жизни; 3) святые мощи являются залогом участия угодников Божиих в наших молитвах; 4) святые мощи есть драгоценный дар в помощь людям.

Если даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального благополучия, то никакими усилиями не спасут они себя от болезней, старости и смерти, а, следовательно, останутся на земле страдания, горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти… Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией? И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам.

Каждый раз, подходя к святым мощам, мы вместе с молитвой вспоминаем этого святого как личность, поминаем его труды, которыми он угодил Христу, которыми стал подражателем Богу. Господь оставил нам святые мощи здесь на земле во уверение и свидетельство вечной бессмертной жизни. «Бог, ‒ говорит Иоанн Златоуст, ‒ разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели».

Основания для почитания святых мощей мы видим уже в Ветхом Завете, когда от прикосновения к костям пророка Елисея (4Цар. 13, 21) ожил мертвец. Гроб и кости пророка, который предсказал Иеровоаму разрушение идольских жертвенников, были в большом почитании у иудеев (IV Цар, 23, 18; ср. III Цар. 13, 32). Патриарх Иосиф оставил завещание сынам Израилевым, чтобы они сохранили его останки в Египте и при Исходе отнесли их в землю обетованную (Быт. 50, 25).

Новый Завет вознес тело на небывалую божественную высоту. Господь Христос прославил его Своим воскресением в теле, Своим вознесением в теле на небо и вечным сидением в теле одесную Бога Отца. С этого времени человек знает, что тело сотворено для вечности через богочеловечность, и что его божественное призвание на земле ‒ вместе с душой бороться за вечную жизнь.

Бессмертное благовестие святого Откровения о святых мощах и их благочестивом почитании засвидетельствовано и непрестанно свидетельствуется Священным Преданием от апостольского века до наших дней. Бесчисленны святые мощи святых угодников Божиих по всему православному миру. Чудеса их неисчислимы. Благочестивое почитание их со стороны православных христиан повсеместно. Своими чудотворениями святые мощи побуждают нас к благочестивому их почитанию. С самого начала, еще в апостольский век, христиане благочестиво почитали честные мощи святого Предтечи и святых апостолов, и так их мощи смогли дойти до нас, а во время гонений они прятали, скрывали посвоим домам священные останки святых мучеников. И от той поры до нынешнего дня святые мощи святых угодников Божиих своими чудесами разливают бессмертную радость нашей веры в сердцах православных христиан. Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой Ефрем Сирии говорит о святых мучениках: «Они и по смерти действуют, как живые, исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение».

В разговоре с Мотовиловым батюшка Серафим Саровский утверждал, что нет ни одного православного христианского кладбища, где бы ни было хотя одних мощей святых. Нетление дается всякому православному христианину, а не только монаху или монахине, и дается единственно лишь за благодать Духа Святого, жившего с духом человеческим в душах и телах наших.

Слово « мощи» в переводе с греческого на русский язык означает «останки», то есть то, что осталось от человека после его смерти. «Мощи» в церковнославянском языке имеют такое же употребление. В чине погребения довольно часто встречается слово «мощи» по отношению к усопшему. Мощь ‒ это сила,крепость, которая, по общему убеждению, заключается именно в костях человека.

В начале ХХ века, когда в Сарове была вскрыта могила старца Серафима, возникли сомнения о его святости, так как тело подверглось тлению. Под монашеской одеждой сохранился остов. Голова преподобного с уцелевшими на ней волосами, бровями, усами и бородою сохранилась прекрасно. Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением.

Профессор Е. Голубинский дал тогда такое пояснение: «Нетление мощей вовсе не является непременным признаком для прославления святых угодников.

Доказательством святости являются чудеса, творимые у гробов их или от мощей, целые ли это тела или только кости. Нетление мощей, когда оно есть, есть чудо, но только дополнительное». В том же духе высказывался за несколько столетий до этого святитель Иоанн Златоуст: «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию».

Основанием для канонизации святых служит не их нетление, а проявление Духа в святости их жизни и чудотворении от их мощей. Православной Церковью причислены к лику святых некоторые подвижники благочестия, мощи которых скрыты и по сей день, и нам неизвестно, тленные они или нет, но эти святые известны нам святостью жизни и чудесами по смерти. Например, преподобные Антоний Печерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие.

В первые века христианства во время гонений от святых мучеников часто оставались лишь части костей или пепел, которые тайно собирались и почитались мощами, благодаря непрекращающимся чудесам. На этих останках закладывали церкви, христиане их старались иметь в доме или носить при себе как святыню, ибо, как говоритсвятитель Василий Великий, «кто касается костей мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика».

Древняя Христова Церковь совершала Евхаристию на гробах мучеников,так что их могилы служили престолом. Вселенскую веру церкви о благочестивом почитании святых мощей подтвердили богоносные отцы Седьмого Вселенского Собора своим постановлением: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасоносный источник, изливающий разнообразные благодеяния на немощных. Потому дерзнувшие отвергать мощи мученика: если епископы ‒ да будут извергнуты, если монахи и миряне ‒ лишены общения. В Правиле 7-м того же Вселенского Собора говорится: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою». С тех пор повсюду в храмах введены антиминсы, в которые обязательно влагают частицы святых мощей и без которых невозможно совершение таинства Евхаристии. Мощи святых являются залогом их участия в наших молитвах.

В Серафимо-Дивеевском монастыре в мощах почивают преподобный Серафим Саровский, преподобные и блаженные жены Дивеевские, и многие сестры и паломники ощущают их живое присутствие. Когда мы подходим к святым мощам, словно стирается грань времен. Перед нами оказывается живой угодник Божий. А до нас и дошла заповедь батюшки Серафима приходить к нему на гробик как к живому. Когда его мощи были отнесены на несколько дней в Саров и в Курск, то Дивеево без них словно осиротело. А дивные сподвижницы его! Преподобные Александра, Марфа и Елена ‒ этоживое наставление и пример монашествующим в молитве, смирении и послушании. Блаженные Пелагия, Параскева и Мария ‒ примеры правды и нелицеприятия. Телом пребывая здесь и подавая нам утешение и помощь, все дивеевские святые духом предстоят пред Престолом Божиим в непрестанных за нас молитвах. Они соединяют земную Церковь с Небесной, свидетельствуют о существовании бессмертной души и вечной жизни. Святые оставляют людям свои мощи как источник радости.

Дивеевская обитель

Download Nulled WordPress Themes
Free Download WordPress Themes
Download WordPress Themes Free
Download Nulled WordPress Themes
free download udemy course
download samsung firmware
Download WordPress Themes
lynda course free download

Читать также:

Андрей Боголюбский как носитель идеи самодержавия

Идея единоличного самодержавия на Руси домонгольской созревала настолько быстро, что уже при внуке Мономаха могла иметь такого представителя, как знаменитый Андрей Боголюбский. Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, второго сына Владимира Мономаха, родился около 1110 года. При кончине деда ему было уже около 16 лет, так что слава Мономахова, еще при жизни знаменитого князя царской греческой […]

Монашество – это евангельская жизнь

Прежде всего мы расскажем о зарождении монашества. Об этом приходится говорить, потому что, к сожалению, многие люди имеют об этом ложные представления. Бытует мнение, что монашество возникло лишь в IV веке, что это достаточно позднее явление, которое нарушило простоту Евангелия. На этом основании протестанты исключили монашество из своей церковной жизни. На самом деле монашество существовало […]

Как добрый помысел помогает изменить ближнего

Преподобный Паисий советовал современным христианам, в особенности мона­хам, быть духовно чуткими, «словно листочек сусального золота», восприимчивыми к бедам и нуждам нашего мира. Сам старец, обнимая своей болью и любовью все творение Божие, очень переживал за то, в каком состоянии на­ходится мир. Часто его беседы начинались словами: «Мучения людей не име­ют конца. Общее разложение – целые […]