Монашество – это евангельская жизнь

Прежде всего мы расскажем о зарождении монашества. Об этом приходится говорить, потому что, к сожалению, многие люди имеют об этом ложные представления.
Бытует мнение, что монашество возникло лишь в IV веке, что это достаточно позднее явление, которое нарушило простоту Евангелия. На этом основании протестанты исключили монашество из своей церковной жизни.

На самом деле монашество существовало с самого начала основания Церкви. А в IV веке получил распространение особый вид подвижничества – отшельничество. В Священном Писании жизнь праведников описывается как монашеская жизнь.

Жизнь Адама и Евы в раю до грехопадения была, по существу, ангельской, или монашеской. Святитель Иоанн Златоуст называет жизнь Адама и Евы ангельской. Преподобный Иоанн Дамаскин учит, что в первом чувственном раю Адам и Ева имели опыт даже умопостигаемого рая, что они жили в состоянии просвещения ума и обожения. И преподобный Никита Стифат придерживается этого мнения. По общему мнению святых отцов, рай был благословенным местом, в котором Адам и Ева жили в богообщении, имея просвещенный ум и обладая даром боговидения.

И святой Григорий Палама сравнивает монашескую жизнь с жизнью Адама и Евы в раю. Святые обители, то есть места рая, не лишены древа познания добра и зла; не отсутствует и злой руководитель, диавол, готовый совлечь монаха на грех, как он склонил к греху Адама и Еву. Поэтому святитель советовал монахам быть крайне бдительными, чтобы не впасть в грех, подобно Адаму и Еве, которые вняли коварному совету лукавого, хотя они еще и не знали страстей, но были бесстрастны и обитали в месте, чистом от страстей. В связи с этим Палама рекомендует монахам избегать общения с людьми, приверженными миру. Монашество – это жизнь в раю до грехопадения, и, несомненно, Адам и Ева были первыми монахами.

Ветхозаветные пророки также жили по-монашески. Вокруг пророков собирались группы учеников, которые желали посвятить жизнь Богу. Жизнь в этих группах, в сущности, не отличалась от жизни монашеских общин, где иноки находятся в послушании у настоятеля, постоянно молятся и стремятся стать достойными пророков. Мы знаем, что даже в Ветхом Завете можно найти упоминание о ступенях духовного совершенствования: очищении сердца, просвещении ума и обожении. Итак, мы видим, что великие ветхозаветные пророки проводили монашеское житие.

Жизнь пророка Илии во многом сообразна житию отшельников и аскетов. Единственное различие заключается в том, что он жил до воплощения Христа, а сегодняшние подвижники суть члены Тела Христова. И мы знаем, что Иоанн Предтеча, с ранних лет подвизавшийся в пустыне, жил по-монашески. Евангелист Лука прямо пишет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом; и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Его пребывание в пустыне, когда он имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед, его учение и вся жизнь и даже смерть напоминают жизнь монахов-отшельников, которые во всем следуют заповедям Христовым и ежедневно приносят себя в жертву, дабы стяжать Божественную любовь.

Жизнь апостолов также напоминает монашеский подвиг. Ученики Христовы оставили все, чтобы следовать за своим Учителем. Они оставили все свое имущество, покинули семьи, подобно Аврааму, а затем приняли обет послушания. В Евангелии мы видим, что апостолы были послушниками у своего великого духовного отца, Христа. Три года они очищались от страстей, получая исцеление благодаря словам Христа, некоторые из них удостоились видения на Фаворе нетварной славы Божией и, наконец, в Пятидесятницу ученики получили дар Святого Духа и стали членами Тела Христова.

Согласно учению Христа, христианская жизнь – это монашеская жизнь. Заповеди блаженства ясно показывают, что христианство – это монашество. Первая заповедь говорит о нищих духом, об осознании греха и страстей внутри нас. Вторая заповедь – о плачущих, ибо, когда с помощью Святого Духа человек осознает, что внутри него живет ветхий человек, он плачет и скорбит. Третья заповедь касается кротости, плода плача. Четвертая – алчущих и жаждущих правды Божией, исполнения божественных заповедей в повседневной жизни. Пятая заповедь блаженства говорит о милости Божией, ибо, когда христианин оплакивает свои грехи, он испытывает на себе милосердие Божие. Шестая заповедь говорит о чистоте сердца, которая является результатом плача и божественного милосердия. Седьмая заповедь – о мире, который следует за чистотой сердца. И, наконец, восьмая заповедь показывает конец духовной жизни – гонения и мученичество, которые претерпевают святые. Вот почему мученичество святых – это не результат их сильной воли, а плод видения Бога.

Христианская жизнь отражена в заповедях блаженства. Но это и есть монашеская жизнь. Один человек попросил меня объяснить ему, что такое монашество и в чем заключается монашеское служение. Я ответил, что для этого достаточно вдуматься в суть заповедей блаженства.

Современные монастыри устроены так же, как апостольские Церкви. Обобщение имущества у первых христиан в Иерусалиме похоже на общую собственность и полное нестяжание монахов. Отказ от мирских благ совершается ради очищения человека, просвещения ума и стяжания умной молитвы. Только в этом свете мы должны рассматривать проблему общей собственности. Это явление аскетическое и духовное, а не социальное.

Апостол Павел в своих посланиях описывает, как жили первые христиане. Они умирали для греха, ежедневно неся крест Христов, поскольку крестом человек умирает для мира, а вследствие этого – мир умирает для человека. Имеющие жен должны были жить, как не имеющие, и все христиане обязаны были соблюдать заповеди. Из посланий апостола Павла видно, что первые христиане творили умную молитву в сердце, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. Очевидно, что в апостольских Церквах были христиане, которые достигли очищения сердца, просвещения ума и обожения. Я не буду приводить все свидетельствующие об этом отрывки. Я хочу лишь подчеркнуть, что в Новом Завете христианская жизнь показана как монашеская. По существу, первые апостольские Церкви были лечебницами в православном смысле этого слова, в которых христиане очищались от страстей, получали просвещение ума и обретали дар боговидения.

Обратившись к церковному Преданию, мы увидим, что искус современных послушников перед постригом не отличается от испытаний, которые проходили в древности желающие креститься. Послушники в монастырях – это новообращенные в ранней Церкви, а монахи – это «просвещенные» христиане. В ранней Церкви крещению предшествовало оглашение, то есть очищение сердца, освобождение ума от страстей, рассудочности и влияния мира. И послушники в современных монастырях проходят через покаяние и очищение. Когда заканчивается покаяние, тогда человек получает «второе крещение», он осознает, что такое пришествие Святого Духа, и с помощью Божией восходит к высшим ступеням духовной жизни. Ближе познакомившись с послушничеством в современных монастырях, мы поймем, каким образом новообращенные готовились к церковной жизни. А изучение православного монашества поможет нам понять жизнь первых апостольских Церквей.

Монашество – это евангельская жизнь, жизнь в покаянии и соблюдении Христовых заповедей, стремление к очищению сердца и просвещению ума. Это происходит благодаря действию Бога и содействию человека. Жизнь, которую предложил Христос миру, предназначена для всех людей. Как мы видели, святой Григорий вырос в семье, которая жила евангельско-монашеской жизнью. И в детстве, и в годы учебы в Константинополе он уже жил как монах. То, что мы будем говорить об учении Паламы, следует рассматривать именно в этом свете. Тот факт, что монашеская жизнь представляет собой евангельскую жизнь, и то, что каждый человек может так жить, подтверждается учением преподобного Симеона Нового Богослова. В истинности этого учения невозможно усомниться, ибо оно изложено великим учителем Церкви. Преподобный Симеон учит, что все люди: и монахи, и миряне – могут постоянно оплакивать свои грехи, каяться и молиться. Можно иметь жену и детей, много слуг, большое имение, множество забот и не только плакать о своих грехах и молиться ежедневно, но и достичь совершенной добродетели.

Преподобный Симеон пишет: «Итак, братья, возможно всем людям, не только монахам, но и мирянам, все время находиться в покаянии и постоянно плакать и взывать к Богу и таким образом приобрести все другие добродетели». Он цитирует святого Иоанна Златоуста и пророка Давида, по словам которого, даже знатный человек, имеющий семью и большое хозяйство, может не только молиться и каяться каждый день, но и обрести совершенную добродетель. Человек может стяжать дар Святого Духа, стать другом Божиим и достичь боговидения. Преподобный Симеон Новый Богослов приводит в пример Авраама, Исаака, Иакова, Лота, Моисея, Давида и апостола Петра, который был рыбаком, не обученным грамоте и имеющим жену .
Святой Симеон пишет о юноше по имени Георгий, который удостоился видения Бога. На самом деле преподобный вспоминает о случае, который произошел с ним самим в молодости. Когда ему было двадцать лет, он жил в Константинополе, днем находился в палатах некоего патрикия, и на нем лежало попечение о всем потребном для людей, живших там. Однажды, когда он стоял на молитве и говорил умом паче, нежели устами: «Боже, милостив буди мне грешному», внезапно низошло на него свыше Божественное осияние пресветлое и исполнило все то место. Тогда забыл юноша, что находится в комнате и под кровлей, не знал даже, попирает ли он землю ногами своими. И ему казалось, что и сам он стал светом. Потом ум его востек на небеса, «и он увидел там свет, более светлый, чем тот, который был окрест его». Говоря об этом опыте, преподобный Симеон спрашивает: «Познали [ли вы], что ни мир и житейские дела не мешают исполнять заповеди Божий, когда имеется ревность и внимание, ни безмолвие и удаление от мира не пользуют, когда властвуют леность и нерадение?»

Итак, монашество – это пророческая и апостольская жизнь, жизнь в покаянии, очищении сердца и исполнении заповедей Божиих. Монашество является неотъемлемой частью церковной жизни; оно существует с момента основания Церкви, это новая жизнь, которую Христос, вочеловечившись, принес в мир.

В первый апостольский период все христиане жили как монахи, и поэтому не было необходимости покидать мир и уходить в пустыню. Во время гонений апостольская жизнь выражалась также в виде мученичества, ибо, как мы уже отмечали, завершение блаженств – это гонения и мученичество ради Христа. Как жизнь апостолов является одновременно и пророческой, и мученической, так и жизнь мучеников является и пророческой, и апостольской. Однако, когда после прекращения гонений произошло обмирщение христианства и оно потеряло свой пророческий, апостольский и мученический опыт, тогда христиане, которые хотели жить, строго следуя Христовым заповедям, покинули мир. Первый этап монашества – пустынножительство, начало которому положил преподобный Антоний Великий. За ним последовали другие христиане, образовались монастыри и скиты. Однако это была не новая форма христианства, а истинно христианская жизнь в духе пророков, апостолов и мучеников. Значит, монашество – это следование примеру пророков, апостолов и мучеников ранней Церкви, это жизнь по заповедям Христовым.

Об этом свидетельствует и преподобный Симеон Новый Богослов: «Если бы мы не были нерадивыми и ленивыми и не нарушали божественные заповеди, а проявляли бы ревность и трезвение, нам бы не понадобились ни монашеский постриг, ни отречение от мира». Именно леность и несоблюдение Христовых заповедей и в целом обмирщение христианства привело к возникновению монашества и отречению от мира. Это говорит о том, что монашество – это жизнь по Евангелию, которой можно жить и в миру, если следовать учению Церкви.

И гомилии Паламы, обращенные к его пастве в Фессалониках, свидетельствуют о том же. Эти гомилии отличаются глубиной богословского анализа и верностью аскетическому преданию. Святитель объясняет своей пастве, как избавиться от страстей, как бороться с помыслами, как исцелить свою душу, как научиться умному деланию. Его гомилии обращены в том числе и к монахам, их можно читать в монастырских трапезных. Это свидетельствует о том, что христианское учение является общим для всех людей, что общехристианская и монашеская жизнь родственны между собой, что христианская жизнь – это, по существу, монашеская жизнь с соответствующими поправками.

Подтверждение тому, что монашество – это евангельская жизнь, а монах – это человек, живущий по Евангелию, можно найти и в гомилии Паламы, посвященной святому Димитрию Солунскому, в которой святитель представляет святого Димитрия монахом. Естественно, во времена святого Димитрия не было монашества в современном смысле этого слова, но каждый христианин, который исполнял волю Божию, являлся, по существу, монахом.

Святой Григорий подчеркивает целомудрие тела и души Димитрия Солунского. Святой жил целомудренно, хотя и был военачальником в Римской армии.

Святой Димитрий был наделен чудесным пророческим даром и удостоен апостольского и учительского служения и почета. Будучи украшен этими дарованиями, он не уступал ни аскетическому подвигу, ни доблестному жительству преподобных. За одними следуя, с другими равняясь; одних опережая, а некоторых и превосходя .

Брань, которую святой Димитрий вел в своем сердце, сравнима с бранью великих подвижников. «Он никогда не замыслил в уме что-либо неблагочестивое и никогда не привел в дело что-либо небогоугодное, но, сохранив в себе Божественную благодать, полученную от крещения во Христа, ненарушенной, он имел волю, созвучную закону Господню; он был как бы Божией книгой и некоей богоначертанной писчей доскою, скрижалью или писчей таблицей, написанной перстом Божиим и предложенной всем на общую пользу». Таким образом, святой Димитрий был целомудрен и телом, и душой. Он был небожителем, равным ангелам, но также имел тело .

Святой покровитель Солуни был «и наставником, и апостолом, мудрым, целомудренным и святым, и, мы можем сказать, прекрасным, незапятнанным и сияющим по природе, рвению и благодати» .
Сравнивая святого Димитрия с Иовом, Палама говорит, что Иов был беспорочным, праведным и благочестивым, как и святой Димитрий, однако святой Димитрий в отличие от Иова был прославлен Богом за целомудрие. Благодаря целомудрию Димитрий Солунский поднялся выше естества и стал подобен ангелам.

Из этого примера видно, что, с одной стороны, монашество – это действительно евангельская жизнь, а с другой, мы видим: монах, соблюдающий целомудрие тела и души, является пророком, апостолом и мучеником за Христа.

Митрополит Иерофей (Влахос)
Из его кн.: «Святитель Григорий Палама как святогорец», Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2011 г.

Митрополит Иерофей (Влахос) – епископ Элладской Православной Церкви, митрополит Навпактский и Свято-Власиевский. Греческий богослов. Имеет богатый опыт проповеднической и миссионерской работы с молодежью. Представлял Элладскую Церковь в различных общественных организациях по решению проблем демографии, наркозависимости, голода и нищеты, а также в организациях, поддерживающих людей с синдромом Дауна и их семей. В 1988-1990 годы преподавал греческий язык и христианскую этику в Богословском институте святого Иоанна Дамаскина при Баламандском монастыре. В 2001 году разработал для этого учебного заведения курс биоэтики. Кроме того, был руководителем и преподавателем различных богословских школ и курсов для кандидатов во священника.

Download WordPress Themes Free
Download WordPress Themes Free
Download Premium WordPress Themes Free
Download Nulled WordPress Themes
free online course
download samsung firmware
Free Download WordPress Themes
ZG93bmxvYWQgbHluZGEgY291cnNlIGZyZWU=

Читать также:

Восстановление келии преподобного Серафима

2 августа продолжилось празднование 115-летия канонизации преподобного Серафима Саровского: участники торжества посетили Саровскую пустынь и памятные места, связанные со святым батюшкой, в том числе его келию. О том, как восстанавливалась эта келия, рассказывает архитектор-реставратор Сергей Васильевич Демидов. Сначала я услыхал о том, что саровский храм преподобного Серафима был самый первый в России, освещенный в его […]

Звон монастырских часов

24 июня 2014 года, накануне праздников преподобной матушки Александры и Собора Дивеевских святых, в Серафимо-Дивеевском монастыре часы, установленные на колокольне, каждые четверть часа стали вызванивать мелодию «Пресвятая Богородице, спаси нас», подобно тому, как это было устроено в старину. О том, что до революции существовала такая традиция, сохранилось дивеевское предание. В Сарове с колокольни звучала более […]

Архиерей на горнем месте

Когда при конце Трисвятого поется «слава Отцу и Сыну и Святому Духу», тогда архиерей берет возжженное трисвечие, означающее, что споклоняемый со Отцем и Духом Иисус открыл нам светлое таинство Святой Троицы. С трисвечием архиерей восходит на священное сопрестолие и благословляет народ, показуя, что Бог в трех Лицах есть един по естеству, каким Он и явился […]